Schisma

Религиозная монополия за государственный счет

Ирина Оренина

(с) "Yтро". Опубликовано: 28.03.2002

"Религиозная монополия за государственный счет"

http://www.utro.ru/articles/2002032820001869453.shtml


 

Настойчивое стремление православной церкви сблизиться с государством вопреки всем конституционным нормам вполне объяснимо. Свято место пусто не бывает, а место идеологического лидера в России пока не занято. Экстрасенсы не прошли по конкурсу: чересчур экзальтированны, и наш не особенно темпераментный народ такого нервного напряжения вынести не в состоянии. Пробовали сделать себе кумира из рыночной экономики – кумир вышел кривой и напрочь коррумпированный. Вспомнили об истории России, и тут, как по заказу, на сцене образовалась РПЦ со всеми вытекающими последствиями: реки елея, моря святой воды и целые потоки мирра – народ начал активно креститься, причем даже в той своей части, которая сроду не верила в бога. Дабы не быть голословной, приведу данные исследовательской группы РОМИР. Православными себя считают 70 % россиян. А вот в бога верит только половина из них, что само по себе анекдотично до маразма. Оставшаяся же половина верит во что угодно – в дух, высшую силу, высший разум, а то и вообще не верит ни во что.

Не стоит, однако, обольщаться. РПЦ хватает и 30 % последовательных приверженцев для того, чтобы предъявить свои права на светское государство. И, что характерно, это самое хваленое государство споспешествует церкви изо всех последних сил. Оно, видимо, тоже нуждается в идеологическом лидере, и нужда его безотлагательна. В прессе, по телевидению постоянно муссируются всевозможные клерикальные темы и настроения. Великий пост стал фактически обязательным для высших чиновников: совсем недавно на полном серьезе сообщалось о причинах несоблюдения поста теми или иными государственными деятелями (www.ntvru.com). В Кремле разработали особое меню для постящихся. Готова спорить, оно сейчас – хит сезона. Оно не может им не быть, поскольку разрекламировано перед народом и в газетах, и в Интернете, и по TV.

Свобода совести является по сути свободой вероисповедания, причем по этническому критерию: если ты русский, ты должен быть православным, если ты татарин, тебе желательно идти в мечеть, а если ты еврей, носи немедленно шляпу и пейсы. Свободы от вероисповедания у нас, к сожалению, практически уже нет. Слово "атеист" стало ругательным, и на атеистов косятся даже с большим недоверием, чем на "лиц кавказской национальности". А что вы хотите, если даже МИД России выдает рекомендации Ватикану в свете последних веяний политики РПЦ, а трогательные отзывы архимандрита Тихона Шевкунова о Путине давно стали достоянием всей России.

Между тем жест Министерства иностранных дел есть не что иное, как попытка вмешательства России в дела другого государства. Попытка необоснованная и некорректная, поскольку речь шла сугубо о внутренней структуре Ватикана, а не об изменении политики Ватикана по отношению к России в связи с внутренней реструктуризацией. От этого жеста осталась лишь пара-другая шагов до клерикализации все еще светского государства, и церковь планомерно настаивает на том, чтобы эти шаги были сделаны.

Однако в первую очередь ей необходимо обеспечить себе тылы. Сделать это она может только за счет увеличения своей роли в жизни детей и подростков, так как они, по сути, и представляют собой будущее России.

Наиболее активно на этом поприще проявил себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев, из уст которого неоднократно раздавались призывы слияния школы и церкви, запрещения преподавания в школе отдельных светских дисциплин и тому подобная неконституционная пропаганда. Начал он с того, что осудил "монополию атеизма" в системе образования и преуспел за небольшой срок весьма, однако на данный момент министр образования Владимир Филиппов оказался не готов к прямому нарушению основного закона страны, осужденного его высокопреосвященством. Так что нынешние школьники и в особенности их атеистически настроенные родители могут вздохнуть с облегчением: обязательного преподавания основ православия и закона божьего в средней школе не будет. Таким образом, у церкви остается только одна лазейка: факультативные занятия во внеурочное время.

Даже такая постановка вопроса сама по себе для светского государства представляет собой нечто абсурдное. Школа, которая призвана прививать научный взгляд на существующий мир, предоставляет крышу церкви, начисто отвергающей любые попытки научного обоснования бытия. Вместо того, чтобы лишний раз объяснять школьникам сущность закона достаточного основания Лейбница, в соответствии с которым вера в бога – абсурд, рассказать о "бритве Оккама" - этом универсальном инструменте аналитического процесса, -  их учат поклоняться тому, чего, с научной точки зрения, нет и быть не может. Причем иные государственные деятели (не знакомые, по-видимому, ни с учением Лейбница, ни с наукой вообще) не только одобряют подобную постановку вопроса, но и поощряют ее.

Так, например, омский губернатор Леонид Полежаев заявил, что будет всячески способствовать введению в школах области факультативов по истории православия. Сей достойный муж имеет свой взгляд на государственную систему образования, которая, по его мнению, должна помочь новому поколению лучше познакомиться с историей отчизны. На это направлена его программа "Дорога к храму". Видимо, господин Полежаев считает, что история отчизны заключена в конце его программного пути. В связи с этим в омских детских домах создаются "православные уголки" (как умилительно, не правда ли?), а на бюджетные средства возводятся православные храмы.

Почему православные храмы должны возводиться на бюджетные средства (то есть на деньги налогоплательщиков, среди которых, судя по статистике, последовательных православных от силы 35 %) – вопрос отдельный. Сейчас речь идет о школе, поэтому проследим за ходом мысли его губернаторства Полежаева дальше. Одним из доводов в защиту активного введения в школах упомянутого факультатива, с его точки зрения, является автоматическое решение вопроса трудоустройства выпускников теологического факультета Омского государственного университета. Гип-гип ура! Наконец-то будут пристроены теологи. Только один маленький вопрос к господину губернатору: почему бы на бюджетные средства не построить парочку десятков хороших больниц (как раз по деньгам на пяток золоченых храмов потянет) и не устроить туда на работу выпускников медицинских вузов города Омска? Или наш знаменитый филантроп в лице святой русской православной церкви (а вслед за ней и омский губернатор) в заботе своей о человеках считает, нашу жизнь настолько бренной и паршивой, что тратиться на ее охранение просто не стоит? Ах, да. Речь-то идет о храмах. Конечно, пища духовная много важнее пищи телесной. Медики подождут, это теологи ждать не могут.

Непонятно только одно: почему молчат те 75 % российских граждан, которые не относят себя к последовательным православным?

Впрочем, в России исстари с одобрения большинства велись только освободительные войны. А самодержавие, православие и народность – это понятия, давно ласкающие слух патриотов. С самодержавием туговато, конечно, ну да ничего. На православии кривая вывезет. Не привыкать.


При подготовке материала использовались следующие источники:

Научный атеизм

infoNews

РосБизнесКонсалтинг

"Yтро"

"Yтро"

"Yтро"

 


Последнее обновление: 17 ноября 2002 г.


В Лабораторию

(c) Aeterna schisma@narod.ru

Hosted by uCoz